Люди в форме будят среди ночи спящего на койке человека, хорошенько бьют дубинками, волокут по коридору и бросают, видимо, в карцер. Там его тоже систематически будят и избивают, а все остальное время он валяется в луже на полу, грязный, обросший, в крови и слюнях. Для чего все это, и почему столько злости? Человек на полу – Жак Месрин (Венсан Кассель), французский преступник номер один. Естестве нно, с принципами. И естественно, у полиции накопилось.
А начиналось все давно и в Африке. Во время Алжирской войны молодой солдат Жак Месрин застрелил брата вместо сестры, затем, по возвращении в Париж, наорал на родителей, ушел из дома и заделался грабителем. Женился и завел троих детей, но остался отцом-одиночкой после того, как однажды засунул пистолет слишком глубоко в рот своей жене. Этот милейший француз не раз сидел в тюрьме и не раз сбегал, и во время одной из отсидок написал автобиографию под громким названием «Инстинкт смерти». Поклонники творчества бандита-беллетриста собрались с силами и сделали по книге фильм.
Режиссером экранизации стал Жан-Франсуа Рише, снявший не так давно римейк «Нападения на тринадцатый участок». И – надо отдать ему должное – преступник, вопреки сложившейся еще со времен «Бонни и Клайда» традиции, вышел у него полноценным зверем. Хотя звери как раз ни при чем – они ведь не грабят банки, чтоб спустить потом все деньги в казино, и не режут и не закапывают заживо себе подобных из-за несходства национальностей.
В вопиющей жестокости Месрина нет ни капли героизма или романтики. Возможно, толика бунта против системы, но такого, сугубо индивидуального – когда человек, стреляющий в других, возмущается, что те другие смеют стрелять в ответ. Он одинаково не тя нет на Че Гевару и Дэнни Оушена, позволяя зрителю вспомнить Глеба Жеглова и проникнуться его строгими принципами.
Убийства и грабежи продолжаются долгих два часа, и это только первая часть байопика. Вторую обещают в декабре, и она, судя по всему, рассчитана на истовых почитателей Венсана Касселя (и самого Месрина, конечно же). А вот желающим еще раз насладиться стареющим Депардье придется, боюсь, довольствоваться лишь первой серией. Жизнь порой ужасно несправедлива, да.
|