Странная идея коллекционировать обложки кассет пришла в голову Платону Харитонову ровно пять лет назад: в октябре 2003 года он начал выкладывать отсканированные обложки из собственных «архивов» на свой же сайт. На тот момент кассет было всего-то семь. За пять лет эта цифра выросла более чем в десять раз – сейчас под руководством Платона находится целая аудио-армия, насчитывающая более тысячи ровесников хип-хопа и диско.
«Этот сайт посвящен аудиокассетам, именно так, – говорит Платон Харитонов. – Здесь вы не встретите глубоких научных исследований, технических характеристик и прочего. Авторам хотелось бы, чтобы посетителю просто было интересно это разглядывать. Эпоха этого звукового носителя медленно уходит в прошлое, здесь же мы постарались остановить время на 60 минут, а может, на 90...»
В это сложно поверить, но идея оказалась настолько удачной, а желающих внести вклад настолько много, что электронный ящик Платона Харитонова едва вмещал все письма со «сканами», и он едва успевал обрабатывать изображения и размещать на сайте.
Вскоре сайт стал известен и среди западных пользователей. Однако любителей обложек кассет подстерегал неприятный сюрприз: домен «угнали» - по его ссылке посетители попадали на рекламу порноресурсов и прочих радостей бытия. Вернуть домен не удалось, и на полтора года виртуальный проект замер.
Несмотря на это, новые «экземпляры» продолжали приходить на почту автора. Так, что у Платона просто не было другого выхода, кроме, как воссоздать свой проект. В полноценный он-лайн режим коллекция вернулась уже в июне 2008 года.
Сегодня необычное собрание структурируется по разновидностям кассет и их производителям. Также «для порядка» приветствуются «сканы» одновременно и кассеты и обложки.
Как и во всякой коллекции, здесь есть свои «звезды» и «легенды». Наиболее популярные и полные разделы коллекции – это «Sony», «TDK», «Hitachi-Maxell» и «BASF».
Имеются в коллекции и свои шедевры. Так, в номинации «Самая дорогая кассета» - лидирует «Sony Metal Master». C корпусом из керамического композита, высококачественной пленкой и алюминиевой коробкой, эта кассета еще в годы производства стоила порядка $25.
Победителями в номинации «Самая тяжелая кассета» стали «TDK MA-R» и «ТDK MA-XG». Пленка в этих кассетах отличалась повышенным качеством. А за счет увесистой металлической рамы с двумя прозрачными пластиковыми накладками кассета действительно была значительно тяжелее своих обычных «коллег».
В номинации «Самая акссесуарная» побеждает «Teac Open Cassette NT». Внутри обычного кассетного корпуса расположены две катушки с пленкой. В случае с «Teac Open Cassette NT» одна из катушек была сменной, и к ней даже продавались отдельные миниатюрные катушки. Правда, кассета не отличалась особым удобством в использовании: процесс смены катушек требовал тщательности и сноровки.
Поэтому уже тогда «Teac Open Cassette NT» интересовались преимущественно коллекционеры. Кстати, к этой кассете выпускали даже аксессуары - миниатюрные чехлы для хранения катушек с плёнкой.
Номинацию «Самая красивая» стоит отдать коллекционным изданиям компании BASF. По техническим характеристикам эти кассеты не представляли ничего особенно. Особенным было оформление - по мотивам известных фильмов или мультипликационных картин, например «Король лев», «Покахонтас», «Дональд Дак» и другие. Сегодня за пределами Германии найти эти раритеты довольно сложно.
Стоит добавить, что мир аудиокассет уже занял свое место в истории звука. Возможно, именно поэтому эта оригинальная безвозвратно ушедшая эпоха начинает вызывать интерес у коллекционеров. Так, что кто знает, может, лет через сто, бесценные аудио-раритеты будут выставляться на Christie’s и Sotheby’s, а для поиска особо редких экземпляров состоятельные коллекционеры будут обращаться к услугам Джеймса Бонда?